RSS

Городской портал госуслуг

Открытый урок астрономии прошел в столице

13:59 10.11.2016

Занятие провели в московской школе № 179.

Такого наплыва журналистов это образовательное учреждение еще не знало. Впрочем, неудивительно. Представители СМИ прибыли сюда, на Большую Дмитровскую улицу, по приглашению Департамента образования города Москвы. И именно на урок, который проводила кандидат педагогических наук, учитель физики и астрономии, педагог дополнительного образования, преподаватель заочной астрономической школы при Центре дополнительного образования физического факультета МГУ Наталья Шатовская. Наталья Евгеньевна подготовила 15 победителей всероссийских и шесть международных астрономических олимпиад. Она также является членом рабочей группы Турнира имени М.В. Ломоносова, автором ряда задач Московской и Всероссийской астрономических олимпиад, олимпиад наукоградов и астротурниров. Многие знакомы и с ее авторским сайтом «Моя астрономия».

На занятии присутствовали также министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина и председатель методической комиссии Российской ассоциации учителей астрономии, кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования, член Астрономического общества, член-корреспондент Академии информатизации образования Наталия Гомулина. Учитель высшей категории, Наталия Николаевна имеет более чем 45-летний педагогический стаж и является заместителем директора по инновационной и экспериментальной работе ГБОУ «Московская гимназия на Юго-Западе № 1543» района Тропарево-Никулино.

Стаж педагогической деятельности ее молодого коллеги учителя физики и астрономии школы № 498 Андрея Белышева несравненно меньше. Тем не менее Андрей Юрьевич уже дважды становился финалистом конкурса «Педагог года Москвы». Он, посетив открытый урок по теме «Фазы Луны», едва ли не первым устремился в класс, где специалисты тестировали и готовили к демонстрации оборудование для трехмерной видеосимуляции и интерактивную панель.

– С такой техникой, – заметил он, – урок астрономии, как впрочем и физики, географии, биологии, становится не только красочнее, убедительнее и интереснее, но и увлекательнее. Например, с помощью этой панели можно выйти на прямую связь с планетарием или школой, где уже смогли приобрести планетарий мобильный. Нам бы такое оборудование…

– В течение двух ближайших лет, – заверил руководитель Департамента образования И.И. Калина, – такие панели появятся во всех московских школах. А это оборудование, после сегодняшней презентации, мы оставляем здесь, в школе № 179.

Исаак Иосифович пояснил также, почему такое внимание сегодня в московских школах уделяется такой дисциплине, как астрономия. Когда-то, заметил он, этот предмет именовался иначе – «Мироведение» и давал знания не только о движении планет и космосе, но и о строении мира. Сегодня этот школьный курс завершает естественнонаучное образование и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал.

– Астроном, – продолжает мысль Наталия Гомулина, – это не звездочет, прильнувший к окуляру телескопа. В наше время он – специалист широкого профиля. Науке нужны физики, астрофизики, техники, инженеры, программисты, математики. Астрономии остро не хватает специалистов. Скажу больше: мы сегодня не в состоянии своевременно обрабатывать все нарастающий вал сведений о космосе и из космоса. Причем они зачастую опровергают устоявшиеся положения.

Наталия Николаевна привела показательный пример. Одно из издательств обратилось к автору книги о Солнечной системе с просьбой дать разрешение на переиздание этого труда. Тот был вынужден отказаться, поскольку почти все главы требовали в свете последних открытий коренной переработки.

В то же время, отметили участники «астрономического» брифинга, на этот предмет в школьной программе отводится чуть более 30 часов в год. Дефицит времени восполняется за счет кружковой работы. Причем в ГБОУ «Школа № 14» в кружках занимаются учащиеся 5–9-х классов, в лицее «Вторая школа» – 5–10-х, в гимназии № 1543 их посещают начиная с 6-го класса, а в 11-м изучают астрономию как отдельный предмет. Практикуются в городе также факультативные занятия по астрологии.

Довольно успешно выступают московские школьники на профильных олимпиадах. Так, в этом году на Всероссийской – трое столичных учащихся стали победителями, а 9 – призерами. На Международной олимпиаде по астрономии наши школьники завоевали два серебра и две бронзы.

Нелишне вспомнить, что городской методический центр реализует ряд очень интересных проектов, связанных с астрономией. Это видеолекции, тематические уроки, конкурсы. Успешно реализуется проект «Астрономический диктант». В нем уже зарегистрировалось более 300 участников. После 30 ноября будут подведены его итоги и названы победители и призеры.

А это значит, что новые и новые мальчишки и девчонки устремляют свои взгляды в поисках звезд в ночное небо. И кто знает, может именно им предстоит открыть новые тайны космоса.

Александр Лёвин

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати